В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29 августа 2014 г. N 1662-р 29.09.2014 г. было заключено Концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы».

Проект предполагается реализовывать по схеме контракта жизненного цикла, предусматривающего обязательства Концессионера по созданию системы взимания платы за счет собственного и заемного финансирования с ее последующим содержанием и эксплуатацией. 

После запуска система «Платон» является собственностью Российской Федерации. Концессионеру предоставлены права владения и пользования системой до окончания срока соглашения – 13 лет.

Цели проекта

Средства от сбора платы с транспортных средств массой более 12 тонн ежедневно перечисляются в Федеральный бюджет РФ.

Реализация Проекта позволит обеспечить достижение целевых параметров программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» (подпрограмма – «Автомобильные дороги») при снижении нагрузки на государственный бюджет, а также добиться дополнительного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния Федеральных дорог в случае направления полученных средств на проведение своевременных мероприятий по ремонту и содержанию автомобильных дорог сверх расходов государственного бюджета, предусмотренных на реализацию планируемых мероприятий.

Основные принципы работы системы взимания платы:

  • Оплата за фактически пройденное расстояние;
  • Безостановочное взимание платы (исключение ошибок вследствие влияния человеческого фактора);
  • Использование спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС /GPS;
  • Регулярный мониторинг движения автотранспортных средств массой свыше 12 тонн (системы стационарного и мобильного контроля);

 

В рамках Проекта созданы следующие объекты:

  • Центр управления и мониторинга;
  • Центр обработки данных;
  • 138 Центров информационной поддержки пользователей;
  • Колл-центр 24/7 (русский/английский);
  • Интернет-сайт;
  • Геоинформационная система и автоматизированная система расчетов;
  • Система мобильного контроля (не менее 100 автомобилей со специальным оборудованием);
  • Рамные конструкции системы стационарного контроля с навесным оборудованием над полотном федеральной дороги (в количестве 481 единицы);
  • Бортовые устройства в количестве 2 млн. единиц.

 

Тариф системы взимания платы:

  • Правительство РФ снизило размер платы в счет возмещения вреда, наносимого федеральным автодорогам транспортными средствами массой свыше 12 тонн. С 15 ноября 2015 года  тариф составляет 1,5293 рубля за один километр пути. Он снижен  на 59% от установленного ранее тарифа в 3,73 рубля. 

  • Это самый низкий среди аналогичных систем в Европе. Например, в Австрии ставка доходит до $0,49, в Белоруссии – $0,16. 

Система взимания платы

Краткое описание работы системы:

  • Для проезда по федеральным дорогам владельцу автомобиля массой свыше 12 тонн необходимо зарегистрировать в системе взимания платы себя и свои транспортные средства;
  • Информация о движении грузовика собирается с помощью специального оборудования спутниковой навигации и обрабатывается в автоматическом режиме;
  • Бортовое устройство, которое владелец автомобиля может получить в Центре информационной поддержки пользователей после заключения договора безвозмездного пользования с оператором системы, с помощью ГЛОНАСС/GPS определяет географические координаты движущегося автомобиля. Движение без бортового устройства допускается при наличии заранее оформленной маршрутной карты;
  • Полученные координаты передаются в Центр обработки данных через сети сотового оператора;
  • В Центре обработки данных на основании данной информации в автоматическом режиме рассчитывается размер платежа за пройденное расстояние по федеральным трассам;
  • В случае, если автомобиль не проезжает по федеральной автомобильной дороге, либо проезжает по платным участкам федеральных автомобильных дорог, система не включает данные участки пути в расчет платы;
  • При прохождении транспортного средства под рамкой системы стационарного контроля осуществляется проверка наличия денежных средств на расчетном счете (при наличии бортового устройства) или наличие маршрутной карты (при отсутствии бортового устройства);
  • Плата за проезд автомобиля взимается в автоматическом режиме с лицевого счета владельца транспортного средства;
  • В местах отсутствия рамок стационарного контроля предусмотрено наличие специально оборудованных автомобилей – мобильного контроля.

 

Работа системы взимания платы