Государственная система «Платон» введена на территории Российской Федерации с 15 ноября 2015 года.

С этого дня грузоперевозчики – владельцы транспортных средств разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн вносят плату за использование федеральных дорог. Все средства, собираемые с помощью системы «Платон», ежедневно поступают в Дорожный фонд.

За счет первых собранных государственной системой «Платон» средств в 2016 году отремонтировано более 1000 километров самых проблемных дорог в 40 городах и регионах и обеспечено софинансирование ремонта и строительства 31 моста в 19 субъектах России.

Цели проекта:

  • Средства от сбора платы с транспортных средств массой более 12 тонн ежедневно перечисляются в Федеральный бюджет РФ.
  • Реализация Проекта позволит обеспечить достижение целевых параметров программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» (подпрограмма – «Автомобильные дороги») при снижении нагрузки на государственный бюджет, а также добиться дополнительного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния Федеральных дорог в случае направления полученных средств на проведение своевременных мероприятий по ремонту и содержанию автомобильных дорог сверх расходов государственного бюджета, предусмотренных на реализацию планируемых мероприятий.

 

Основные принципы работы системы взимания платы:

  • Оплата за фактически пройденное расстояние;
  • Безостановочное взимание платы (исключение ошибок вследствие влияния человеческого фактора);
  • Использование спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС /GPS;
  • Регулярный мониторинг движения автотранспортных средств массой свыше 12 тонн (системы стационарного и мобильного контроля).

 

В рамках Проекта созданы следующие объекты:

  • Центр управления и мониторинга;
  • Центр обработки данных;
  • 138 Центров информационной поддержки пользователей;
  • Колл-центр 24/7 (русский/английский);
  • Интернет-сайт;
  • Геоинформационная система и автоматизированная система расчетов;
  • Система мобильного контроля (не менее 100 автомобилей со специальным оборудованием);
  • Рамные конструкции системы стационарного контроля с навесным оборудованием над полотном федеральной дороги (в количестве 481 единицы);
  • Бортовые устройства в количестве 2 млн. единиц.

 

Тариф системы взимания платы:

  • Правительство РФ продлило действие льготного тарифа государственной системы «Платон». Согласно Постановлению от 24 марта 2017 года № 330, с 15 апреля 2017 года размер платы проиндексирован на 25% и составляет 1,90 руб. за километр. Такое решение Правительство РФ приняло после обсуждения с грузоперевозчиками, которые указали на необходимость усиления контроля за нарушителями до полной отмены льготного тарифа.

  • Это самый низкий среди аналогичных систем в Европе. Например, в Австрии ставка доходит до $0,49, в Белоруссии – $0,16. 

Система взимания платы

Краткое описание работы системы:

  • Для проезда по федеральным дорогам владельцу автомобиля массой свыше 12 тонн необходимо зарегистрировать в системе взимания платы себя и свои транспортные средства;
  • Информация о движении грузовика собирается с помощью специального оборудования спутниковой навигации и обрабатывается в автоматическом режиме;
  • Бортовое устройство, которое владелец автомобиля может получить в Центре информационной поддержки пользователей после заключения договора безвозмездного пользования с оператором системы, с помощью ГЛОНАСС/GPS определяет географические координаты движущегося автомобиля. Движение без бортового устройства допускается при наличии заранее оформленной маршрутной карты;
  • Полученные координаты передаются в Центр обработки данных;
  • В Центре обработки данных на основании данной информации в автоматическом режиме рассчитывается размер платежа за пройденное расстояние по федеральным трассам;
  • В случае, если автомобиль не проезжает по федеральной автомобильной дороге, либо проезжает по платным участкам федеральных автомобильных дорог, система не включает данные участки пути в расчет платы;
  • При прохождении транспортного средства под рамкой системы стационарного контроля осуществляется проверка наличия денежных средств на расчетном счете (при наличии бортового устройства) или наличие маршрутной карты (при отсутствии бортового устройства);
  • Плата за проезд автомобиля взимается в автоматическом режиме с лицевого счета владельца транспортного средства;
  • В местах отсутствия рамок стационарного контроля предусмотрено наличие специально оборудованных автомобилей – мобильного контроля.

 

Работа системы взимания платы